Казачья Сеть Казачья Сеть

    

КАЗАКИ 
ИСТОРИЯ
ВОЙСКА И РЕГИОНЫ
КАЗАЧЬИ ПЕСНИ
КАРТЫ
БИБЛИОТЕКА
ГРАФИКА
ТРАДИЦИЯ
УНИФОРМЫ
ДЕЛА ВОЕННЫЕ
ОРУЖИЕ
ССЫЛКИ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ФОРУМ
НАЧАЛО

 

СЛАВА БОГУ, МЫ - КАЗАКИ!

Особые условия, в которых протекает жизнь казаков на чужбине, создали положение, при котором казачьи дети вдали от родины забывают родной язык и свое казачье происхождение, часто не имея возможности ознакомиться с историей своих предков, с героическим прошлым казачества. Сплошь и рядом казаки женятся на иностранках и дети с колыбели находятся под исключительным влиянием матерей, усваивают не только материнский язык, но и многое другое, часто хорошее, но не свое родное. Остальное доканчивает школа и среда товарищей. Отцы, занятые работой, утрачивают всякое влияние. И в тех семьях, где жены не иностранки, нередко случается, что родители не оказывают должного внимания детям и дети забывают родной язык. Казачата денационализируются...

И как грустно было, когда приедет, бывало, такой отец со взрослыми сынами. Сидим, беседуем-гутарим, отец кипит-горит казачьими вопросами, а сыновья сидят рядом безучастные и скучающие, не понимающие, что нас волнует...

Не то было в эпоху первого массового исхода казачества с Атаманом Некрасовым: покинув родину вместе с женами и детьми, поселившись в пределах Турции целыми станицами, не смешиваясь с местным населением, заключая браки со своими же казачками, казаки в течение более двух столетии сохраняли неприкосновенной свою организацию с выборными атаманами, своею школой и церковью, своим языком и казачьими прадедовскими обычаями и традициями.

И не было у них делений на партии, на правых и левых, на самостийников, федералистов, автономистов и пр. – была единая казачья семья, «единомысленная», как раньше дружина великого Ермака. Такими нашли мы их, когда в 1920 г. из Константинополя Донской Атаман А. П. Богаевский установил с некрасовцами связь... Теперь совсем не то. Обстановка коренным образом изменилась и на родине. Она стала неизмеримо хуже для нашего поколения и нашего ближайшего потомства, чем для некрасовцев после двухвекового пребывания их за границей. Прошлое, каким оно было при нас, ушло безвозвратно. На родине не только упразднены казачьи территории - что не так уж важно, ибо формальные перекройки нетрудно при благоприятных условиях снова перекроить - но с этих территорий почти исчезло казачье население - множество погибло во время гражданской войны, много перемерло при голодовках, выселено на север Европ. России и в Сибирь и т. д. - в станицах теперь остался ничтожный процент, лишь капля в целом море населения не казачьего, нахлынувшего и переселенного на казачьи земли с севера советскими властями.

Иллюзия казакийцев создать Казакию не только в этих условиях неосуществима, – самая попытка осуществления была бы равносильна призыву к остаткам казачьего населения на родине покончить самоубийством. На какую победу могут рассчитывать 5-8-10 процентов среди 90? Или биться за них пойдут старые казакийцы? В каком количестве? Или молодежь, часто не говорящая по-русски? Или помогут американцы, принципиальные сторонники права самоопределения населения? На какой результат референдума можно рассчитывать при существующем на казачьих территориях соотношении сил?

Казаки всегда были людьми храбрыми, но харакири по японскому образцу никогда не практиковали.

А. М. Каледин всегда призывал решать серьезные вопросы «с холодной головой». Надо спасать то, что спасти должно и можно: казачий дух и казачьи традиции. Это - высшие наши ценности, это то, что дает нам право сказать: слава Богу, что мы казаки. «Понять ли другим наше счастье казачье - остаться навеки в душе казаком?», как прекрасно выразился наш донской поэт Н. Н. Евсеев.

Родителям и вообще казакам, пользующимся у молодежи доверием, необходимо разъяснять и внушать молодежи, что она может и должна гордиться своим казачьим происхождением, что вошедшая у казаков в поговорку фраза «Слава Богу, что мы казаки», не пустое бахвальство - наоборот, она имеет глубокое основание. Недаром такой великан духа, как Лев Николаевич Толстой, проведший часть своей юности на Кавказе в казачьей станице, хорошо узнавший казачий быт, социальное устройство, любовь к свободе, удальство и весь уклад казачьей жизни, пришел к заключению, что Россия спасется, если она проникнется казачьим духом, введет и у себя казачьи порядки - в частности и главным образом в сфере земельного устройства. По свидетельству потомка Запорожцев, оставшегося до конца жизни в душе казаком, В. Гиляровского, близкого к Толстому человека, Л. Н. Толстой во время рокового ухода из Ясной Поляны перед своей смертью направлялся на Терек, в ту станицу, где он провел молодость, к казакам, надеясь, очевидно, найти там в последние дни своей жизни равновесие и успокоение.

Россия не оказачилась, не ввела у себя казачьих порядков и не разрешила вовремя вопроса о земле. Много препятствий было на этом пути. Не сделала вовремя надлежащих выводов, несмотря на целый ряд «предостережений», которыми сама жизнь предсказывала, что иначе все окончится трагически. Были пропущены все сроки - и имущие потеряли не только свои имения и прочие богатства, но часто и головы, и все мы очутились на чужбине и весь мир стоит теперь перед ужасом всеобщего истребления и уничтожения всего живущего коммунистическими бомбами... Если бы осуществилась мечта Толстого, оказаченная Россия вся ощетинилась бы против большевиков, как восстали против них одновременно и не сговариваясь, несмотря на разъединяющие их пространства, все 12 Казачьих Войск на юго-востоке России, в Сибири и Дальнем Востоке. И поднялись они всем народом.

Казачий «дух» и древние «обыкновения» казачьи - это горячая действенная любовь к свободе, та любовь, которая «сильнее смерти». На защиту «вольности» казак всегда готов был выступить и идти на смертный бой за свое право жить на своей земле так, как хочет сам народ, за выборное начало, за войсковой Круг - местный парламент, самостоятельно решающий все местные дела без вмешательства в них центральной власти, раз это не нарушает существенных общегосударственных интересов, за выборного Войск. Атамана и В. Правительство, ответственное перед Кругом. За свой «порог и угол» боролись казаки.

 

Окончание

 

 

 

Copyright © 1996-2002 Cossack Web. All rights reserved.